Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная)
В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощения и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Иисуса Христа.
13 марта домовой храм Софийского монастыря в честь иконы "Нерушимая стена"с трудом вместил всех пришедших на Божественную литургию.
По окончании Божественной Литургии Иероманах Стефан обращаясь к собравшимся в храме, сказал об уставных особенностях и традициях Великого поста, призвал по возможности чаще исповедоваться и причащаться, о том, что каждый должен обуздывать себя во всем, и в первую очередь свой язык, друг друга не осуждать. В своем слове он сказал: «Господь учил, что мы в себе не видим бревна, а в глазу брата своего сучок замечаем (Мф. 7:4). То есть сами, погрязшие в грехах, стремимся, как-то укорить, оговорить человека, часто без нужды. Не так должен поступать и жить христианин. Святая Церковь словами Христа постоянно призывает нас к взаимной любви. Она призывает нас к тому, чтобы мы служили друг другу, помогали, заботились. Нам нужно ведь когда-то остановиться, и вот таким временем для нас является сорокадневный пост. Господь показал нам пример, когда Он сорок дней в пустыне провел в посте и молитве. Нам нужно научиться каяться в своих грехах».
Затем, по традиции, испросил прощения у иегумении Серафимы, сестёр обители, и паствы прощения в согрешениях: словом, делом, помышлением и всеми чувствами, и благословил верующих на прохождение Великого поста.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов, которые Великий пост проводили удаляясь друг от друга (для большего подвига!) в пустыню и многие уже не возвращались (погибая там от диких зверей или от других обстоятельств). Поэтому просили прощения они друг у друга с учетом того, что могут больше не увидеться. А на Пасху возвращались к общежительному житию. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть прощенными и примиренными со всеми, а значит и с Самим Богом.
На Руси для смирения в этот день старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. Государи у своих подданных. Цари с этой целью объезжали войска, посещали монастыри. «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату твоему перейди к искренно мирным, — все тут. Прощеный день – какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом… » — святитель Феофан Затворник.
Прощеное воскресение – это первый шаг на пути к Великому посту, к христианской жизни. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».