Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в Софийском монастыре.
В Софийском монастыре 26-27 сентября были совершены праздничные богослужения. Накануне вечернего богослужения Святой Крест, украшенный цветами, был положен в алтаре на Престоле. Затем во время пения Великого славословия на утрене Крест был изнесён на середину храма для поклонения. Утром, в сам день праздника была совершена Божественная Литургия.
Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения.
В начале II в. император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры.
Когда Константин объявил христианство господствующей религией империи, он по совету своей матери св. Елены приказал снести капище и начать раскопки на святом месте.
Там в земле были найдены три креста; но дощечка с надписью, бывшая на кресте Христовом, лежала отдельно и было невозможно определить, который из этих трех крестов был крест Господень. Только чудеса, сотворенные одним из этих крестов – исцеление больной женщины и воскрешение умершего – указали, который был действительно крест Спасителя.
Тогда многочисленные толпы народа, окружавшие место, где была найдена эта святыня, пожелали поклониться Животворящему Кресту и стали просить патриарха поднять крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх встал на возвышенное место и там поднял, или воздвиг крест Спасителя (от этого и называется праздник Воздвижения).
На самом месте, где крест был найден, св. Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и в ней был поставлен крест Спасителя. Главная часть Животворящего Креста до сих пор хранится в Иерусалиме, в греческой церкви. Другие части его разнесены по всему христианскому миру.
А. Плещеев, 1858 г.
Он шел безропотно тернистою дорогой,
Он встретил радостно и гибель и позор;
Уста, вещавшие ученье правды строгой,
Не изрекли толпе глумящейся укор.
Он шел безропотно и, на кресте распятый,
Народам завещал и братство и любовь;
За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его святая кровь.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий образ тот
О назначении великом человека,
И волю спящую на подвиг не зовет?
О нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день. Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!
Тропарь праздника, глас 1-й:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.