Софийский женский монастырь

Русская Православная Церковь

Московский патриархат

Рыбинская епархия

 

 

 

Возродим монастырь вместе!

Главная » Новости » Неделя Крестопоклонная Великого поста в Софийском монастыре

Неделя Крестопоклонная Великого поста

19 марта - Неделя Крестопоклонная Великого поста

Третье воскресенье, 19 марта, и следующая, четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. Оно было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих.

 Церковь устанавливает особое поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню в середине Четыредесятницы для подкрепления духовных сил постящихся. Крест торжественно износится на середину храма накануне воскресного дня, который в связи с этим именуется Неделей Крестопоклонной. Особое поклонение затем совершается в течение всей седмицы – в понедельник, среду и пятницу.

Глубокий духовный смысл поклонения Кресту в середине поста раскрывается Церковью в напоминании того, что у каждого человека – свой крест.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так пишет об этом: «Свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И всё это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».

За всенощной субботы, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

 

Тропарь Креста, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя,/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя,// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста, глас 7:

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских,/ на тыя бо найде преславный соуз, древо Крестное,/ смертное жало и адова победа прогнася,/ предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде:// внидите паки в рай.

 

 



 ...На Руси Храмы всегда строились всем миром.
Любая финансовая и материальная помощь будет принята с благодарностью и молитвенной памятью. Храни Вас Господь, Милость Божия да пребудет со всеми Нами!...